Ребенок после развода

Развод из явления чрезвычайного приобрел черты относительно «нормальной» тенденции в обществе. Современные люди значительно чаще разводятся и с большей лёгкостью вступают в новые отношения. Брак перестал быть чем-то постоянным, безопасным и гарантированным. Люди дезориентированы относительно добрачных, брачных отношений и разводов. Такая ситуация увеличивает количество трудностей и негативных последствий, которые наблюдаются у детей и подростков в результате развода их родителей. 

Фактическому разводу обычно предшествуют месяцы или даже годы психологического напряжения. Сам развод является достаточно трудным шагом и сопровождается множеством финансовых, социальных и психологических проблем.

Причиной разводов становятся  неразрешенные внутриличностные конфликты супругов и невозможность договориться. Неоправданные, несовпадающие с действительностью ожидания от семейной жизни и супруга мешают выстраивать прочные партнерские отношения, выполнять общие задачи и функции и нести обоюдную ответственность за семью. Это проявляется в виде отсутствия в семейных отношениях общих интересов, поддержки, взаимопонимания, неудовлетворенности друг другом и супружеской жизнью в целом, ощущением изолированности или одиночества, поиском идеала на стороне, возникновением зависимостей (алкоголь, азартные игры), беспочвенным раздражением или проявлением агрессии по отношению к супругу и детям.

Трудности ребенка неразрывно связаны с трудностями родителей, но интенсивность переживаний у ребенка зачастую значительно выше, чем у родителей, даже если внешне этого не видно. 

Для  ребенка  родители – это жизненно важные фигуры, притом оба в одинаковой степени. Поэтому в ситуации сложных взаимоотношений родителей ребенок внутренне разрывается между ними, ведь для него одинаково страшно потерять любовь каждого из них.  Родители, погружённые в собственные конфликты и страдания,  не всегда в состоянии  понять то, что происходит в душе ребенка. Часто ребёнок остаётся наедине со своими страхами, переживаниями и фантазиями, лишённый возможности разделить это с кем бы то ни было. Спустя какое – то время, иногда годы оказывается, что причина плохого поведения, низкой успеваемости, агрессивности, отсутствия интересов и других неприятных симптомов кроется в том, что чувства и эмоции ребенка в важные моменты его жизни, не учитывались и не были приняты его близкими.

Отсутствие заинтересованности родителя в ребёнке причиняет ребёнку значительно больше боли, чем "внезапный" развод, за которым, кака правило, следуют регулярные послеразводные отношения. В случае отсутствия родительской заинтересованности в детях или эмоциональной холодности (недоступности), дети могут развивать в себе такие невротические симптомы как, энурез, истерические приступы, страхи, капризы, фобии или болезненное реагирование на каждое слово, боязливость, робость, покорность, склонность к депрессиям, отсутствие интересов и фантазий. У ребенка пропадает интерес к учёбе и вообще к внесемейным отношениям. Поскольку вся его внутренняя энергия затоплена страхами, исходящими из семьи, а они воспринимаются как опасность самому существованию.

Если родители понимают  это как признаки душевного неблагополучия ребенка, то чрезвычайно редко связывают  с супружескими конфликтами. Большинство мам и пап объясняют поведение ребенка «глупыми капризами» или «дурными привычками». Бывает, когда явные невротические изменения личности ребёнка даже приветствуются, потому, что удобны для родителей.  Например, мать считает свою депрессивную дочь «серьезным и вдумчивым» ребенком, который не интересуется всякими «глупыми удовольствиями своих сверстников». Или отец, обделенного фантазиями мальчика, гордиться тем, что его шестилетний сын, вместо того, чтобы играть со сверстниками, погружается в чтение энциклопедии и занимается шахматной систематизацией. Есть отцы, которые радуются агрессивности своих сыновей, считая ее проявлением мужественности.

Изменения в поведении детей чаще всего начинают беспокоить родителей, когда у детей возникают трудности в детском саду или в школе или появляются такие явные симптомы как недержание мочи. Даже в этих случаях родители не всегда задумываются о том, как можно помочь ребенку. Душевные страдания вменяются в вину то самому ребенку, то родителями друг другу и используются в ссорах в качестве оружия.

Развод не бывает внезапным. Он имеет свою предисторию. Супружеский кризис  редко остается скрытым от детей.  Ссоры родителей, их борьба за ребенка или манипуляции с помощью ребенка формируют душевные конфликты у детей. Лишают способности стойко перенести травму развода. Детям свойственно винить во всём себя. Развод усиливает их страхи, душевную неуравновешенность и заставляет регрессировать на предыдущие этапы развития. Большинство детей к моменту развода уже прошло часть пути невротического развития, независимо от того, заметны ли эти нарушения окружающим или нет. Поэтому на данном этапе важно создать  условия, которые помогут ребёнку справиться с переживаниями. Как можно больше говорить с ним о том, что это не его развод, а его родителей, что он ни в чём не виноват, а мама с папой по прежнему любят его и будут любить, чтобы не происходило в их жизни.

Важно, чтобы ребенок мог говорить о своих чувствах и переживаниях, не только с родителями, но и с другими членами семьи. Дать возможность ребёнку выражать свои чувства. Маленькие дети выражают эмоции с помощью игры, изображая ситуации похожие на их собственные и проигрывая их. В игре или в беседах ребенок имеет право «выходить из себя» или сердиться, важно не запрещать ему это делать. Проигрывая тяжелые ситуации, он обнаружит, что из-за его гнева  никто не пострадал, он и родители остаются невредимы. В это время ребенку особенно нужны поддержка и участие. 

Если до развода развитие ребенка проходило с нарушениями, то реакцией на развод будет усиление старой симптоматики: агрессивные дети становятся еще более агрессивными; робкие – еще более пугливыми; энурез - интенсивнее.  Иногда родители убеждены, что развод не произвел на их сына или дочь никакого впечатления. Но, отсутствие признаков переживаний еще не значит отсутствие самих переживаний. Дети реагируют на развод усилением  привычных «механизмов защиты» от страха. 

Не существует оптимального возраста детей для развода. Возраст сам по себе не позволяет делать каких-либо  прогнозов, хотя и имеет значение. Здесь важны: способность родителей правильно откликаться на реакции ребенка; длительность и интенсивность супружеских конфликтов, а также способность родителей поддерживать отношения после развода и признавать друг друга как отца и мать.  

В первую очередь развод - это проблема, затрагивающая сознательные и бессознательные чувства, страхи и фантазии родителей. Именно это, а не моральная и педагогическая несостоятельность является причиной того, что родители не в состоянии учитывать и правильно реагировать на переживания и поведение ребёнка.

Для благополучного развития личности ребёнка, нужно обеспечить ему возможность регулярно поддерживать отношения с обоими родителями в случае развода. Важно различать свои собственные потребности и желания от потребностей и желаний ребёнка (если вам такой муж не нужен, это не значит, что ребёнку не нужен такой отец). Вопросы посещений нужно обсуждать совместно с ребенком, учитывая его интересы и пожелания. 

Развод из явления чрезвычайного приобрел черты относительно «нормальной» тенденции в обществе. Современные люди значительно чаще разводятся и с большей лёгкостью вступают в..." data-yashareTitle="Ребенок после развода" >

Запись на консультацию

Через сайт

или

instagram