Психологические задачи беременности

Принято считать, что жизнь человека начинается с момента его рождения, первого вздоха и первого крика, и не всегда учитывается тот факт, что до момента появления на свет, младенец уже прожил 9 месяцев в утробе матери. Период внутриутробной жизни во многом предопределяет последующее эмоциональное и физическое развитие ребенка.

Современные исследования в пренатальной сфере показывают, что огромное влияние на формирование психики ребенка оказывает психоэмоциональное состояние матери во время беременности.

В утробе ребенок переживает те же эмоции, что и мать - ощущения страха, злости, радости или печали запускают сложные физиологические процессы в организме матери. В следствии субъективно воспринимаемой эмоции возникает объективное изменение телесных функций. Поскольку мать и младенец образуют единое психосоматическое пространство, ребенок чувствует и воспринимает все изменения, происходящие в теле матери. Только в отличие от матери ребёнок не знает их причин и поэтому оказывается более уязвимым.

Вот почему, качество эмоциональной связи, существующей между матерью и плодом, является очень важным. Если мать испытывает психологические трудности или сомнения, относится негативно к своей беременности, воспринимает ее как вынужденную необходимость, обузу или неудобства, резко возрастает количество токсикозов беременности и патологий во время родов. В таких случаях у новорожденных возможны различные отклонения в развитии - недостаточный вес, расстройства нервной системы и пищеварительных органов, аллергические и кожные заболевания.

Следствием того, что мать психологически не готова вынашивать ребенка, могут быть такие явления, как выкидыш на ранней стадии или замершая беременность. Причины неприятия беременности могут быть абсолютно разными, в результате которых происходит отторжение плода организмом матери.

В случае постоянных выкидышей или невозможности забеременеть при полном физическом здоровье бывает полезно, наряду с медицинскими мероприятиями, пройти курс психотерапии. Это поможет гармонизировать состояние, преодолеть страхи и тревогу, психологически подготовиться к ожидаемой беременности и благополучно пройти этот период.

В случае нежеланного материнства сознательное и бессознательное отвержение ребенка в 40% случаев приводит к рождению недоношенных детей в сравнении с 9-10% в популяции.  Женщины, проявляющие черты личностной и эмоциональной незрелости, зависимости, аффективной несдержанности, низкой толерантности к стрессам и амбивалентное отношение к материнству не справляются с родительскими функциями. Большинство таких женщин, сознательно и бессознательно отвергающих и чрезмерно фрустрирующих своих детей, сами подвергались агрессии, переживали психологическое отвержение и не смогли разрешить собственные конфликты детства и отрочества.

Отвергающее отношение матери влияет на эмоциональную, сенсорную, моторную и когнитивную сферы ребенка. В условиях хронической депривавации происходит нарушение психического развития, социализации, развиваются невротические и психотические расстройства.

Беременность – это непрерывный физиологический и эмоциональный процесс. В норме он включает в себя любовное наполнение образа растущего и изменяющегося плода, который вначале является невидимой частью материнского тела и продолжением ее собственного Я. В последствии эта любовь переноситься на новорожденного ребенка.

Беременность делится на три периода, в каждом из которых решаются свои психологические задачи, притом эти периоды не соответствуют общепринятым триместрам.

На протяжении первого периода (от момента зачатия до первого ощутимого шевеления плода) женщина должна достичь эмоционального принятия плода как части себя. То есть, принять свое новое состояние с радостью и быть готовой к предстоящим изменениям в ощущении своего тела и образе жизни. Этот период является крайне важным, поскольку в начальном взаимодействии ребенка и матери формируются прообразы всех последующих взаимоотношений. Здесь присутствует много страхов и тревог. Нередко женщина испытывает различные фантазии о захвате ее тела или регресс к ранним стадиям своего развития.

В случае внутрипсихического конфликта враждебные импульсы могут находить свой выход в курении, питье алкоголя, вредной еде, больших физических нагрузках и прочих отклонениях. Таким образом, внутрипсихический конфликт выражается в символических попытках отстраниться от плода и изгнать его, что часто приводит к выкидышу или замершей беременности.

В норме, здоровая женщина быстро справляется со своими внутренними конфликтами и переходит к следующей стадии беременности. Если начальная стадия не разрешается благополучно, то у матери возникают трудности во взаимодействии с ребенком в первые 2-3 месяца после его рождения, например с кормлением.

Сигналом того, что взаимодействие матери и плода происходит неблагополучно, являются ранние токсикозы, тошнота, рвота, угроза выкидыша. У большинства женщин такие состояния носят краткосрочный характер и проходят самостоятельно без медицинского вмешательства, как только новое состояние воспринимается и усваивается психикой. Женщины, гармонично воспринимающие свое новое состояние вообще не страдают такого рода расстройствами. Ведь беременность это не болезнь, требующая непрерывного медицинского вмешательства, а естественное и здоровое состояние женщины.

Второй период беременности начинается с момента первого шевеления плода и характеризуется постепенной дифференциацией (психологическим разделением) матери и плода. В задачи этой стадии входит осознание и принятие новой жизни внутри себя, целиком и полностью зависящей от материнского тела и реагирующего на все изменения внутри него. Женщина может фантазировать о внешности, характере и прочих характеристиках будущего ребенка. В этот период активизируется много детских конфликтов женщины, поэтому важной психологической задачей является стремление преодолеть их. Как правило, эти чувства связаны с собственной матерью, отношения с которой влияют на формирование материнских качеств женщины.

В норме к третьему этапу беременности большинство женщин справляются с противоречивыми чувствами относительно своего детства и достигают символического примирения с интроецированным образом своей матери. Таким образом, происходит положительная идентификация с материнской ролью.

При нормальном развитии беременности к седьмому месяцу психологические задачи предыдущих стадий решаются, и начинается психологическая подготовка к неизбежному физическому отделению матери и ребенка, т.е. к родам.

Здесь может появиться некоторая тревожность и страх, связанный с предстоящими родами. Иногда эта тревога связана с будущим ребенком и его здоровьем, иногда со страхом матери, относящимся к боли или повреждениям собственного тела во время родов.

Наиболее распространенные страхи за ребенка лежат в основе неверия женщины в то, что она может произвести на свет, что-то хорошее и здоровое. То есть неуверенность в себе и низкая оценка своих способностей. Убежденность женщины в том, что будущий ребенок будет иметь какие-то отклонения или изъяны может сформироваться как под влиянием неосторожных высказываний врачей во время беременности по поводу возможных патологий, так и под влиянием ее отношений с родителями в детстве. Если девочку никогда не хвалили за то, что она делает, и постоянно критиковали её поступки и деятельность.

Чем интенсивнее страхи женщины, тем сложнее могут быть роды. Например, перенашивание или затяжные роды могут свидетельствовать о неверии женщины, что она может произвести на свет, что-то хорошее. В случае преждевременных родов может иметь место бессознательное желание досрочного изгнания ребенка. Успешное прохождение всех трех стадий беременности свидетельствуют о психологической готовности женщины к материнству.

Запись на консультацию

Через сайт

или

instagram