Откуда берутся страхи?

Страх – это одно из базовых человеческих переживаний, а бегство – основная реакция на него. Страх необходим человеку для выживания в условиях опасности. Чувство страха мобилизует и защищает от испуга, состояние которого, в отличие от страха, вгоняет человека в ступор и парализует. 

Страх выражается одновременно в душевном переживании и в телесных изменениях. Он нарушает нормальный ход мышления и концентрацию внимания. Поэтому у детей при неврозах страха снижается способность обучаться. Даже при хорошем знании материала ребёнок получает плохие оценки. При страхе и испуге мы теряем способность здраво рассуждать и контролировать себя.

Существует реальный страх, который возникает как реакция на внешние объективные опасности и невротический страх, перед вещами и обстоятельствами, которые объективно лишены опасных свойств. Невротический страх отличается от реального страха глубоким несоответствием между причинами страха и реакцией на него.

Страх может быть внутренним и внешним. Среди внешних раздражителей, кроме реальных опасностей - угроза наказания, насмешки, издевательства, унижения. Это действует в случаях, когда ребёнок боится отвечать у доски. Страх неправильного ответа провоцируется чувством бессилия и беспомощности.

К внутренним раздражителям вызывающим чувство страха, относятся не одобряемые сознанием агрессивные и сексуальные импульсы ребёнка. Это страх перед возможностью опозориться или нанести вред себе и окружающим и быть наказанным за это. При этом наказание может быть как внешним со стороны других людей, так и внутренним - угрызения совести.

На каждой стадии развития ребёнка появляются свои специфические страхи. Со временем эти страхи проходят либо мы обучаемся тщательно их скрывать. Невротические последствия неизжитых детских страхов проявляются у взрослых в повышенной тревожности, нервозности, неуверенности в себе, невозможности переносить определённые ситуации, например, летать в самолётах, ездить в метро, боязнь открытых или закрытых пространств.

Первичным страхом является страх отделения, потери матери, как человека, от которого полностью зависит жизнь ребёнка. Впоследствии это страх всего нового, чуждого, неизвестного.

По мере того, как ребёнок подрастает, учится ходить, говорить и сам себя обслуживать, появляются новые страхи. Если нарушается развитие самостоятельности и инициативы, у ребёнка возникают страхи оказаться несостоятельным и быть отвергнутым, а также страх чувства вины. Родители, которые часто винят своего ребёнка и манипулируют чувством вины, тем самым способствуют развитию страхов.

У маленького ребёнка ещё нет чувства реальности, поэтому важно предупредить его об опасностях (выбегать на проезжую часть, уходить с незнакомыми взрослыми), но не переусердствовать в запугивании. Иначе могут появиться новые страхи, например перед незнакомцами, вплоть до отказа общаться или разговаривать с кем бы то ни было.

На детские страхи влияет высокий уровень семейной тревоги связанный с супружескими конфликтами, плохой социальной адаптацией родителей, конфликтами с родителями родителей или другими членами семьи – всё это отражается в тревоге ребёнка и его страхах. В тревожной семье утрачивается способность к нормальному диалогу, чувства и проблемы не проговариваются. Соответственно у ребёнка появляется много фантазий и страхов.

Нервная система ребёнка изначально предрасположена либо к страхам, либо к тревоге, либо к агрессии.

Причины возникновения детских страхов:

Высокий уровень семейной тревоги. Если невротическими страхами страдает мать или отец, ребёнок склонен воспроизводить эти страхи в своей жизни. Страхи не передаются по наследству генетически. Они возникают в результате неосознанного подражания при идентификации с родителем своего пола; • Эмоциональная, сексуальная или физическая травма, которой подвергся ребёнок;

Семейные проблемы и дисгармония в супружеских отношениях;

Развод родителей. Первое, что приходит в голову ребёнку, когда он узнаёт о разводе родителей: «Я виноват. Я был плохим, из-за меня папа с мамой развелись». Это ощущение усиливается воспоминаниями о том, что значительная часть конфликтов затрагивала вопросы воспитания. Ребёнок думает, что родители ругались из-за него. Страх, что раз ушёл один родитель, то может покинуть и второй может преследовать ребёнка долгие годы после развода;

Эмоциональное расстройство в семье. Матери детей подверженных неврозу страха, обладают высокой тревожностью, а отцы мнительностью, замаскированной под излишнюю суровость. Волнения и тревоги матери начинаются ещё с периода беременности. Стресс, нервное напряжение и беспокойство после родов, нарушает способность ухаживать за младенцем, формируя у него невротическую предрасположенность. Если мать эмоционально неустойчива, раздражительна, постоянно боится и беспокоится, то и ребёнок проявляет повышенное беспокойство, много плачет, плохо ест, откликаясь и оправдывая тревогу матери; Как следствие этого в воспитании проявляется гиперопекающая тенденция. Ребёнку многое запрещается. Многочисленные запреты заниматься тем, что сверстники уже освоили, делают ребёнка боязливо-тревожным.

Симбиотические отношения (эмоциональное и физическое слияние супругов или родителя и ребёнка с ущербом для индивидуальности). В случае симбиотических отношений с кем-либо из родителей у ребёнка формируется страх отделения и агрессия из-за невозможности отделиться. Постоянное метание между слиянием и отделением. Единственный способ отделиться психологически, если нет возможности отделиться реально - это испытать агрессию по отношению к объекту привязанности. Функции агрессии – защита и отделение. Проявление агрессии желательно и является нормальным для маленьких детей. Если агрессия не представляет опасности для самого ребёнка и окружающих, то ребёнку необходимо давать выражать её. Перевёртыши – агрессия превращается в страх (например, что с мамой, что-то случится).

Неразрешённый Эдипов комплекс (невозможность признать власть родителей). В случае завышенных требований к ребёнку со стороны взрослых у него формируется жёсткое супер эго (подчинённость категорическим требованиям, изматывающая совесть и чувство вины), а это мощный источник детских фобий.

Гиперактивность ребёнка (высокая возбудимость, неуситчивость);

Соперничество с братьями и сестрами. Появление других детей в семье вызывает у ребёнка страх потери любви. Рождение брата или сестры до 4-х лет, как правило, сильно влияет на развитие ребёнка, вызывая много страхов.

Гиперопека или отвергающее жестокое воспитание. В случае гиперопеки возможно формирование тирана, который дома всех тиранит, а вне дома всего боится. При отвергающем жёстком воспитании могут формироваться разнообразные психопатологии – асоциальное, отклоняющееся поведение, гиперактивность. В этом случае у ребёнка не формируются внутренние границы и запреты.

Последствия непроработанных детских страхов обнаруживаются у многих взрослых. Неизжитые детские страхи уходят в бессознательную часть психики и могут не осознаваться, но, при этом оказывают негативное влияние на жизнь взрослого человека. Это выражается в повышенной тревожности, нервозности, неуверенности в себе, невозможности переносить определённые ситуации, в возникновении фобий и психозов у взрослых.

Фобия – это чётко определённый страх, который имеет конкретный источник и объект. Для того, чтобы избавиться от страха или фобии необходимо найти источник страха и проработать его.

Страх – это одно из базовых человеческих переживаний, а бегство – основная реакция на него. Страх необходим человеку для..." data-yashareTitle="Откуда берутся страхи?" >

Запись на консультацию

Через сайт

или

instagram