Особенности подросткового возраста

Как говорила Франсуаза Дольто: «Подросток идет по пути преобразования, неведомого ему самому… Что же касается взрослых, так он для них – сплошные проблемы. Уважать и любить подростка в этот период очень сложно, но это необходимо».

Подростковый возраст – это важный период когда еще можно, что-то изменить в характере человека. Можно помочь выбрать правильный путь и чувствовать себя на протяжении жизни гармоничным человеком, а можно навредить, усугубив негативные моменты личности подростка, не обеспечив его надежной поддержкой и пониманием.

Родителям бывает не просто понять и принять изменения, которые начинают происходить с ребёнком, в подростковый период, и тем более начать адекватно реагировать на них. Иногда просто не хватает знаний о том, что происходит в психике подростка. Иногда мешают собственные неправильные установки или неразрешенные внутренние конфликты. В любом случае взаимоотношения с подростком в какой-то момент становятся затруднительными, а порой и вовсе непереносимы как для него самого, так и для родителей.

Для того, чтобы понять подростка и приспособиться к неизбежным изменениям в его личности и поведении, попробуем разобраться в процессах, которые происходят на данном этапе психосексуального развития человека.

Подростковый период условно делится на два этапа – предподростковый 11-13 лет и подростковый 13 –21 лет. Входя в предподростковый возраст, ребенок начинает в буквальном смысле ощущать, что внутри него, что-то не так, что-то происходит с организмом (внешне это проявляется у мальчиков в увеличении частоты и продолжительности эрекций, у девочек в возрастании вагинальной и телесной чувствительности).

В этот момент развитие тела резко начинает опережать развитие психики. Изменения в своем теле вызывают у подростка тревогу, он становится очень ранимым и чувствительным, поэтому главная задача предподросткового периода – психологически справиться с телесными изменениями и установить новые отношения с собственным телом.

Взрослые отношения с собственным телом будут во многом зависеть от того насколько успешно человек справился с этой задачей в подростковом возрасте. Этот спектр достаточно широк и варьируется – от нормального, когда человек воспринимает свое тело таким, какое оно есть, принимая как его достоинства, так и недостатки, до нарушенного – когда тело тотально идеализируется или обесценивается.

Еще один важный момент предподросткового периода связан с тем, что он является началом повторного развития. Тревога, вызванная изменениями собственного тела, начинает влиять на поведение подростка, он становится более замкнутым, отчужденным, а в отношениях с близкими людьми вновь активизируются старые конфликты, которые не были адекватно разрешены в детстве. 

На этой стадии подростки начинают использовать так называемые регрессивные защиты, чтобы справиться с тревогой по поводу своей созревающей сексуальности. Регресс проявляется по-разному: мальчики могут начать активно что-нибудь собирать, чем-то интересоваться, поглощать знания, появляются новые хобби и увлечения. Это позволяет отвлечься от тревожащих изменений собственного тела, связанных с пробуждением сексуальности. У девочек возрождаются отношения с симбиотической материнской фигурой – они становятся очень близки с матерью, старшей сестрой, подругой или учительницей. Объект симбиотической связи становится главным – ему можно все рассказать, поделиться секретами, выплакаться. Но из этого правила бывают исключения: если в истории девочки симбиотические отношения с матерью были травмирующими и наполнены тревогой, то происходит противоположный процесс – девочка уходит в себя и замыкается.

Подросток остается один на один со своими новыми переживаниями. Спасаясь, от ощущения покинутости он начинает все больше обращаться к сверстникам. Сперва вокруг подростка формируется однополая значимая группа, позднее она становится разнополой. Здесь основная задача - окончательное установление полоролевой идентичности и на основе этого формирование соответствующих отношений между различными по полу участниками группы.

Главная задача подростковой группы - помочь переструктурировать Супер-Эго, т.е. адаптировать к новой реальности, усвоенные в детстве представления, способы и нормы поведения. К 5-6 годам у ребенка уже усвоены нормы поведения и установки, но они родительские, взятые взаймы. В подростковом возрасте установки и представления перестраиваются и постепенно становятся собственными, а не родительскими.

Отношения в группе играют важную роль в жизни подростка: там господствуют иные стандарты Супер-Эго, чем в родительской семье, как правило, более гибкие и мягкие, подросток получает другой опыт восприятия себя, реальности и отношений. Например, подросток узнает, что за некоторые вещи не стоит себя так жестко наказывать или винить и это способствует стабилизации его самоощущения.

Подросток это уже не тот ребенок, каким бы мы хотели его видеть – он вырос, ему приходиться самостоятельно решать новые задачи, соответствующие его возрасту и некоторые наиболее архаичные морально-этические установки становятся непригодными для решения этих задач. Это может выражаться в том, что он перестает осуждать себя за какие-то формы поведения, проявляет сопротивление и бунтует против родительских требований и правил. В свою очередь отношения в группе сверстников помогают подростку перестроить старые и сформировать новые представления и установки, т.е. его психика становится более гибкой и адаптивной в различных жизненных ситуациях.

Приблизительно с 13-14 лет начинается подростковый возраст. Проявления подросткового возраста могут наблюдаться у девушек до 21 года, а у юношей до 23 лет.  В это время происходит окончательное завершение психосексуального развития личности - гениталии становятся центром сексуальной жизни, а сексуальные влечения начинают выполнять репродуктивную функцию. Основная задача психосексуального развития в подростковой фазе заключается в том, что у молодого человека или девушки, входящих в сексуальную жизнь, должны созреть не только инстинкты, но и сформироваться зрелые объектные отношения.

Главные задачи индивида в сфере отношений, которые должны решиться в подростковый период - это сепарация (психологическое отделение) от родительской семьи и вторичная индивидуация (первичная индивидуация происходит к 3-летнему возрасту, когда ребенок начинает чувствовать себя не слитым с матерью единым целым, а отдельным от нее, хотя и очень нуждающемся в ней).

Вторичная индивидуация подразумевает решение трех задач:

1) Окончательный отказ от родителей, как объектов любви и агрессии. Это не значит, что родители становятся ненужными или обесцениваются совсем, это значит, что они перестают занимать единственное или первостепенное место в жизни ребенка, а их тревога за собственное чадо больше не производит на него тормозящего действия;

2) Отказ от родителей как авторитетных фигур – фокус внимания подростка смещается на сверстников;

3) Поиск новых авторитетных фигур и новых объектов влечений вне родительской семьи.

Вторичная индивидуация подразумевает серьезную перестройку психики, которая требует огромных эмоциональных затрат от подростка. В следствии чего, меняется поведение, возникают перепады настроения и появляются непредсказуемые реакции.

В психике наступает серьезный дисбаланс. В этот период развитие как будто начинается с нуля, возвращаясь к исходной точке - баланс между силами Эго (необходимостью соблюдения требований) и желаниями и бессознательными влечениями оказывается такой же, какой он был на первом году жизни, но тогда его можно было удерживать находясь под родительским влиянием. Теперь же подростку приходиться обуздывать свои желания самостоятельно, тратя на это колоссальные внутренние усилия. Отсюда – неустойчивость эмоционального состояния, резкие переходы от депрессивных чувств или агрессии до полной эйфории.

Анна Фрейд описывала подростковый период как период естественного психоза, через который любой человек нормальным образом проходит в своем развитии. Задачи Эго – восстановление нарушенного психического баланса, и разрешение базового конфликта подросткового возраста – конфликта между потребностью в относительной свободе влечений и потребностью в социальной приемлемости и социальной адаптации.

В психике подростка происходит постоянная борьба между необходимостью соблюдать требования и удовлетворением собственных влечений и желаний  (внешне это проявляется в неустойчивом эмоциональном состоянии). Характер будущей зрелой личности определится балансом в соотношении этих двух сторон. Если же в борьбе одолеют желания, то вхождение во взрослую жизнь будет сопровождаться разгулом влечений, это будет человек, который в жизни ориентирован только на свои желания и его мало интересуют нужды других людей. Если победит Эго (ориентированность на соблюдение установок и норм), то на всю жизнь закрепится характер, заложенный в латентном возрасте: социально приемлемый и удобный для окружающих, но не понимающий себя, глубоко страдающий, ничего себе не позволяющий, человек не живущий, а адаптирующийся.

Оптимальный результат будет достигнут, если в этой борьбе обе стороны себя «измотают». Тогда мы получим человека, который с одной стороны достаточно раскрепощен, понимает свои желания и умеет удовлетворять их, а с другой стороны – учитывает реальность и находит свое место в ней.

Родители часто совершают в этот период серьезную ошибку – они пытаются реанимировать то, что уже давно умерло – инфантильную идеализацию собственных образов в глазах подростка или пытаются усилить влияние и контроль над ним. В итоге отношения с ребенком ухудшаются, а родители получают нарциссическую травму.

В это время родителям необходимо перестроиться - из главного стать равным по отношению к подростку. Перейти с позиции назидания и контроля в позицию поддержки, уважения и принятия, постепенно предоставляя подростку все больше автономии, свободы и ответственности.

Итак, базовый конфликт подросткового возраста – конфликт между потребностью в инстинктивной свободе и необходимостью в социальной адаптации. При этом возникает парадоксальная ситуация: если родители продолжают донимать ребенка своей опекой и вниманием, то его бунт усиливается, а если махнут рукой и отстранятся, то он почувствует себя покинутым (подростковая депрессия заброшенности). Поэтому оптимальная позиция родителей примерно такая: мы даем тебе необходимую свободу, ты сам принимаешь решения и несешь за них ответственность, но мы рядом и всегда готовы помочь и поддержать тебя.

Как говорила Франсуаза Дольто: «Подросток идет по пути преобразования, неведомого ему самому… Что же касается взрослых, так он для них –..." data-yashareTitle="Особенности подросткового возраста" >

Запись на консультацию

Через сайт

или

instagram