Невроз

Состояние невроза - это болезненное функционирование личности, для которого характерны отсутствие ощущения полноты жизни, постоянный внутренний дискомфорт, неудовлетворенность собой и окружающими, а также непонимание цели собственного существования.

Это заболевание отчасти связано с насыщенностью и быстротечностью современной жизни, в которой все очень быстро меняется, а количество информации превышает возможности адаптации человека. Люди, которые сталкиваются с постоянными негативными изменениями, переживают драматические события или работают на износ, имеют высокую вероятность заболеть в последующий год.

Результатом продолжительного стресса являются психические и физиологические нарушения, которые могут затрагивать любую сферу жизни человека. Невротические симптомы проявляются по принципу «где слабо, там и рвется».  Таким способом наша психика пытается адаптироваться к быстро меняющейся социальной среде.  

Проявления  невроза разнообразны и часто сопровождаются психосоматическими симптомами или заболеваниями. Если психика не в состоянии справиться с требованиями окружающей среды, то тело берет удар на себя. В ход идут болезни и соматические проявления (бессонница, головная боль, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, вегето-сосудистые расстройства, заболевания кожи). Невроз может усиливаться в результате постоянных физических и эмоциональных напряжений, сильных жизненных потрясений или затянувшихся  конфликтов.

Невротические проявления наблюдаются уже с детских лет, формируя невротическое развитие личности.  Причиной такого развития служат противоречия между требованиями родителей и возможностями ребенка соответствовать этим требованиям, а также отсутствие адекватного отклика на эмоциональные  потребности ребенка  в первые 5-7 лет его жизни.  

Именно в этот период ребенок особенно восприимчив ко всему, что происходит вокруг него.  Детская психика фиксирует собственные эмоциональные отклики, как на позитивное воздействие, так и на травмирующие отношения или события. В дальнейшем, эти фиксации ложатся в основу психического и личностного развития человека.  Поэтому детство является самым важным периодом  жизни человека.

Психическое здоровье человека закладывается его матерью, начиная с первых дней жизни. Как говорил английский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт: «достаточно хорошая мать, действуя успешно, дает основы сильного характера и богатой, развитой, а значит здоровой личности. Стоя на таком прочном фундаменте, ребенок со временем начинает творчески осваивать мир, радоваться и пользоваться тем, что этот мир предлагает. В противном случае - недостаточно удачного начала,  красота мира и множество возможностей обернуться смешением красок, дразнящих ложными надеждами, которыми невозможно насладиться».

Порой родители путают любовь к ребенку со своими   фантазиями по поводу того каким он должен быть. В таком случае, в центре внимания оказываются не истинные интересы ребенка, а нереализованные желания родителей, которые всеми способами воплощаются через ребенка. При этом родители  абсолютно уверены, что делают это исключительно во благо своего дитя.

Удобный и послушный  ребенок – это не всегда счастливый ребенок. Счастлив тот ребёнок у которого есть возможность осваивать и познавать свою природу при помощи родителей и воспитателей, раскрывать  свои задатки и способности и приобретать разнообразный опыт для будущей счастливой жизни и самореализации. Одна из важнейших задач родителей любить и поддерживать своего ребенка, укреплять его Эго, высокую самооценку и творческие способности. Но, если родители испытывали дефицит любви и внимания в собственном детстве, то им становится очень трудно выстраивать гармоничные отношения с собственными детьми.

Фрейд говорил: - "плохое отношение к ребёнку - лучшее условие для формирования невроза". Постоянные или слишком ранние ограничения (фрустрации)  детских желаний и эмоциональных потребностей, приводят к тому, что эти желания блокируются, но не исчезают полностью. Находясь в сфере бессознательного, вытесненные желания присутствуют на протяжении всей последующей жизни человека, выражаясь в различных симптомах, навязчивых мыслях и действиях (суетливости, усиленном поддержании чистоты, мытье рук, кусании ногтей, бесконечном подсчитывании денег и прочих изнуряющих ритуалах). Чувство неудовлетворенности и беспокойства по любому поводу, ощущение пресности жизни, повышенная тревожность  и беспричинные вспышки агрессии.

Основная причина того, почему люди не помнят себя до 3-х, а иногда и 5-и летнего возраста, связана с тем, что детские   переживания  невозможно вербализовать.  У маленького ребенка есть много чувств и эмоций, которые он не в состоянии передать словами, поэтому детские переживания сохраняются в безымянных образах. Получается, что ребенок имеет безымянные чувства к безымянной вещи, безымянному событию, и  осознать этот душевный пласт в последующем трудная, но необходимая для выздоровления задача, порой требующая длительной психоаналитической работы.

Раннее детство является судьбоносным периодом развития человека. Человек счастлив или несчастлив в своей жизни настолько, насколько счастлив или несчастлив его внутренний ребенок. Как говорил американский психолог Эрик Берн – «невроз это неоконченные дела детства. Через детский эмоциональный опыт мы преломляем все переживания нашего здесь и сейчас».

Наше взрослое сознание не в состоянии заставить нашего внутреннего ребенка чувствовать так, как должен чувствовать взрослый человек. Нам только кажется, что мы можем руководить своими чувствами, на самом деле чувства руководят нами.

Зигмунд Фрейд говорил, что человек становится невротиком потому, что не может вынести всех ограничений, налагаемых на него обществом и воспитанием. Требования социума тяжело воспринимаются  ребенком, поэтому он активно сопротивляется социализации. Чем раньше и жёстче мы предъявляем ребёнку различные требования или пытаемся оторвать от себя, тем больше он входит в конфликт с собой и с нами, с помощью которого пытается справиться со своей слабостью.

Невроз становится для человека одновременно и убежищем и тюрьмой. Иными словами, невроз формируется как некое компромиссное душевное образование, которое, с одной стороны, помогает адаптироваться к требованиям социума, а с другой,  удовлетворяет в искаженной форме инфантильные желания и влечения. Таким образом, невроз становится способом существования личности, психологической защитой за которую невротик ведет постоянную борьбу. Поэтому невротик хоть и страдает от невроза, но бессознательно всячески избегает освобождения от него.

Эрик Берн считал, что невроз это болезнь, признаком которой является чрезмерный расход психической энергии на непродуктивные цели. Именно это препятствует или останавливает гармоничное развитие личности.

Человеку, страдающему неврозом приходиться  затрачивать большую часть своего времени не на полноценное развитие своей личности, а на то, чтобы нейтрализовать чувство внутреннего дискомфорта или тревоги. Переживание  внутреннего конфликта, на котором базируется невроз, заставляет человека бессознательно пытаться его объективировать. Это выражается в том, что  человек,  пытается провоцировать конфликтные ситуации в своем окружении, в которых его внутренние переживания найдут оправдание.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что жизнь невротической личности наполнена конфликтным напряжением, такое напряжение помогает оправдаться  в собственных глазах. Человеку  становится "понятной внешняя причина» его раздражений.  Самостоятельные попытки  «разумно» руководить своими эмоциями,  взять себя в руки, заставить себя понимать происходящее - безрезультатны. Дело в том, что при внутреннем конфликте человек осознаёт только одну его часть, другая остаётся  в сфере бессознательного.

//-->

Состояние невроза - это болезненное функционирование личности, для которого характерны отсутствие ощущения полноты жизни, постоянный внутренний дискомфорт, неудовлетворенность собой и окружающими,..." data-yashareTitle="Невроз" >

Запись на консультацию

Через сайт

или

instagram