Что такое идентичность?

Сейчас трудно поверить, что вплоть до XVIII века не существовало даже понимания детства как особого состояния. Идея подросткового возраста появилась только к концу XIX века, а понятие личностной идентичности отсутствовало до середины XX века. Основатель концепции Эго психологии Эрик Эриксон предложил новый взгляд на проблему, распространившуюся в послевоенные годы. Тревоги, связанные с необходимостью «поиска себя» и переживания «кризисов иденичности» (кто Я? Зачем живу? Куда направлена моя жизнь?), были характерными жалобами в 1950-1960-е годы в Америке.

Идеи Эриксона о стремлении человека к самоопределению основываются на тесной связи психики человека со спецификой общества и культуры, в которых он живёт.

Сравнив то, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, Эриксон пришел к выводу, что у каждой культуры свой стиль воспитания, который всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, чего ожидает от ребенка общество, в котором тот живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои ожидания социума, которые он может оправдать или не оправдать. Если Я на протяжении жизни расту в стабильной, простой и лишённой письменности группе кровных родственников, вопрос «Кто я» не вызывает проблем. Я – дитя своих родителей, которые известны всей общине. Если Я - мальчик, то вероятно когда вырасту стану заниматься тем же, чем мой отец; если Я – девочка, то, скорее всего, буду такой же женщиной, как и моя мать. Моя роль в этом обществе проста, и хотя выбор будет сравнительно небольшим, я буду чувствовать себя в достаточной психологической безопасности. Мне не придётся беспокоиться о смысле моего существования или о моём месте в этом мире.

Если, напротив я расту в огромной стране, где регулярно сталкиваюсь с незнакомцами, переезжаю с места на место, где у меня нет непосредственного доступа к тем, кто обладает властью и влиянием, где через обезличенные средства коммуникации неизвестные люди, направляют мне противоречивые послания о том как нужно выглядеть, что есть, о чём думать, кого почитать и что делать с собственной жизнью, то понимание того, кто я есть и как мне быть со всей этой неразберихой, становится особенно важным.

Формирование надёжного чувства идентичности стало неотъемлемой частью современной психической жизни. Сегодня уже практически никто не в состоянии спрятаться от технологий и связанных с ними неоднозначных благ. В борьбу за идентичность, происходящую в ультрасовременных, живущих в киберпространстве «развитых» культурах включились подростки и молодые люди, которые оказались в самой гуще «цивилизации».

Люди нуждаются в том, чтобы сформулировать осознанное понимание того, кто они есть. Стремление к чувству идентичности выражается в том, что человеку необходимо чувствовать себя понятым, услышанным, принятым, а также знать, что его субъективные ощущения признаются другими.

В отсутствие надёжных, предопределённых, предлагаемых культурой пожизненных ролей, человек вынужден формировать понимание того, кто он есть, опираясь на свои внутренние ощущения. На способность жить в соответствии с собственными ценностями и признавать свои чувства, установки и мотивы.

В наше время выстраивать свою идентичность исключительно на связях вне собственного Я – опасная практика, что могут подтвердить как те, кто лишился работы в компании, которая определяла их жизнь, так и те, кто развёлся с супругом, придававшим смысл их жизни. В отсутствие поддерживающей среды люди часто нуждаются в том, чтобы кто-то помог им в понимании и определении того, кто они, во что верят, что чувствуют и чего хотят. Стремление сформировать сильное и прочное чувство самости может быть главной заботой человека в терапии или быть не столь заметным на фоне других задач и проблем.

Запись на консультацию

Через сайт
Через сайт

или

instagram