Бедный одарённый ребёнок

Согласно широко распространенному мнению, люди, которые были эмоционально и интеллектуально одаренными детьми - гордостью своих родителей – должны быть полностью уверены в себе. На самом деле - ничего подобного. Действительно, за что бы они не брались, всё у них хорошо или даже отлично получается, ими восхищаются, им завидуют, они легко добиваются успеха. Но, для них самих пользы от этого нет никакой, они подвержены депрессиям, часто испытывают чувство душевной пустоты и самоотчуждения, а также ощущение полной бессмысленности своей жизни.

Я говорю не о детях, которые никогда не знали родительской ласки, а о тех людях, которые сохранив в памяти представление о счастливом детстве под надёжным родительским кровом, тем не менее, приходят к психотерапевту.

В ситуациях, когда они не могут соответствовать идеальным представлениям о том, какими они должны быть, их мучают страхи, чувство вины и стыда.В чём же причина столь сильных душевных расстройств у таких одарённых людей?

Практически сразу такие люди дают понять, что, по крайней мере, один из родителей относился к ним с пониманием и сочувствием. И если они не встречают такого же отношения к себе со стороны окружающих, то вину за это возлагают на самих себя, на свою неспособность к самовыражению. В их первых воспоминаниях нет ни малейшего сочувствия к себе, о детстве они вспоминаю без сожалений. Эти люди обладают ярко выраженными способностями к самонаблюдению и сравнительно легко проникают в души других людей. Однако когда речь заходит об их детстве становится ясно, что им пришлось испытать недостаток уважения, постоянный контроль, манипуляции со стороны близких, а иногда презрение, доходящее до откровенного цинизма – им навязывали стремление к высоким достижениям.

Кроме того часто можно встретить полное отсутствие искреннего восприятия себя как ребёнка и серьёзного отношения к своим детским годам, а также нежелание понять свои собственные потребности, не сводя их исключительно к навязчивому стремлению, добиться чего-нибудь в жизни. Исходная душевная драма настолько глубоко загнана внутрь, что человек вполне способен сохранять иллюзорное представление о своём якобы счастливом детстве.

Ребёнок способен расторгнуть свой эмоциональный симбиоз с матерью и постепенно начать независимое существование лишь при наличие атмосферы уважения и принятия его чувств как позитивных, так и негативных родителями. Предпосылки для здорового развития ребёнка могут возникнуть только в том случае, если его родители сами выросли в здоровой атмосфере. Тогда у него формируется чувство защищенности. Способное породить доверие к себе и своим действиям.

Родители, в детстве жившие в другой атмосфере, сами всю жизнь ищут людей, которые живут их интересами, полностью понимают их и серьёзно к ним относятся, потому, что их родители таковыми не были. Эти поиски, конечно, не могут увенчаться полным успехом, поскольку детские дни навсегда остались в прошлом. Однако неутолённая и неосознанная потребность вынуждает человека удовлетворять её заменителями до тех пор, пока он не узнает историю своей жизни, загнанную в бессознательное. Эту историю помогают понять собственные дети. Маленький ребёнок полностью зависит от своих родителей и он делает всё, чтобы не потерять их любовь, потому, что она нужна ему как воздух.

Если мать эмоционально неуравновешенна и для сохранения своего душевного равновесия вынуждена прибегать к определённым типам поведения или образу жизни своих детей (например, жёстко авторитарному, диктаторскому или манипулятивному), то ребёнок интуитивно чувствует, что от него требуется и неосознанно начинает вести себя соответствующим образом, исполняя предназначенную ему роль.Таким образом, дети «заручаются» любовью родителей.

Приспособление к родительским потребностям зачастую (хоть и не всегда) приводит в превращение ребёнка в «псевдоличность», развитию мнимого Я. Человек ведёт себя так, как от него хотят, и постепенно этот тип поведения начинает определять все его поступки и помыслы. Его подлинное Я остаётся в зачаточном состоянии, т.к. отсутствуют какие-либо возможности для его становления.

Повзрослев, такие люди ощущают отсутствие смысла в жизни, неприкаянность и душевную пустоту. И эта пустота вполне реальна. Наблюдается полное душевное опустошение, обеднение и частичная утрата возможностей. Внутренняя целостность ребёнка оказалась нарушенной, и это не даёт уже взрослому человеку свободно выражать свои эмоции.

Мнимое я ребёнка позволяет родителям обрести столь недостающее им чувство уверенности в себе, а ребёнок в свою очередь, сперва осознанно, а потом бессознательно ставит себя в полную зависимость от родителей. Он не может положиться на собственные чувства, т.к. не получил нужного опыта. Не знает своих истинных потребностей и в высшей степени чужд самому себе. В данной ситуации он никак не может внутренне отделиться от родителей и в зрелом возрасте оказывается зависимым от людей, замещающих ему родителей. Этими людьми могут быть партнёры, друзья и прежде всего собственные дети. Унаследованные воспоминания, вытесненные в бессознательное, вынуждают его тщательно скрывать от самого себя своё собственное Я. В итоге, пережитое в детстве и не получившее должного выхода чувство одиночества приводит к изоляции человека от самого себя и острой необходимости иметь рядом постоянный объект для подтверждения собственного существования.

Запись на консультацию

Через сайт

или

instagram